Дети устают от длительного сидения за партой и скучных учебников еще в школе, поэтому сама мысль о дополнительном уроке радости им не доставляет.
Задача репетитора при работе с младшими школьниками — превратить урок в подвижное познавательное занятие.
Подготовка к уроку
Перед занятием уточните у родителей, по какой программе занимается ребенок, какие сложности в обучении у него есть и т.д.
Репетитору желательно иметь несколько видов учебных пособий: и учебник, и материал тестового характера, и развивающие карточки, и наглядные схемы-таблицы-плакаты. Для 1-2 классов пригодятся мячик, фигурки-карточки мультяшных героев, либо игрушки, одевающиеся на руку.
Как организовать урок
Выясните в беседе на первом занятии, по какому учебнику учится ребенок в школе, какие темы ему непонятны, как у них организован урок в классе. На это отведем 3-5 минут. (В дальнейшем на приветствие и «как успехи в школе» отводите не более 1-2 минут).
Первый урок направлен на выявление знаний, умений, навыков ребёнка. В дальнейшем в начало каждого занятия необходимо включать актуализацию имеющихся знаний у школьника.
Постарайтесь не устраивать контрольных, диктантов и т.п. для проверки (и актуализации) знаний ученика. Возьмите последнюю обширную тему, изучаемую в школе (либо с репетитором).
Форма заданий при занятии с репетитором должна носить лаконичный характер: поменьше писанины (если урок не по письму, конечно), побольше мыслительных операций и устных рассуждений.
Это может быть: тест (вставить пропущенные буквы, запятые по русскому языку; вписать результат выражения в клеточку по математике; составить схему к задаче и т.п).
Просите ребенка комментировать свои действия: что нарисовано на картинке, о чем говорится в задаче, что нужно сделать, почему так решил и т.п. Ребенок должен учиться формулировать мысли и объяснять.
Имейте ввиду, что на новом, либо сложном материале ребенок может концентрироваться максимум 5-7 минут в НАЧАЛЕ урока (пока не устал). Именно поэтому знакомство с новой темой лучше проводить после этапа актуализации знаний.
Разбор сложного материала лучше делать не по школьному учебнику (ребенку он приелся еще на уроке), а по аналогичному материалу другого пособия, а еще лучше – по красочному плакату, наглядной схеме, схематическому рисунку.
При необходимости можно помочь (не выполнять за ребенка) ребенку с выполнением домашнего задания: вместе набросать краткую запись к задаче, устно расставить пропущенные буквы и запятые и т.д.
Как заинтересовать ребенка
Сложные задания хорошо бы чередовать с игровыми заданиями, а в середине урока желательно провести физминутку. В неё можно включить повторение или закрепление изученного материала.
Все игры, задания с карточками и т.д. нужно брать не просто из головы, а составлять заранее на основе изучаемого материала. Я обычно беру упражнения, задачи учебника и перевожу их в игровую форму.
Я стараюсь по минимуму использовать школьный учебник, предлагая похожие задания.
Я никогда не заставляю детей сидеть целый час за столом во время репетиторства. Я разрешаю ходить по комнате во время устных заданий. Главное – чтобы ребенок вовремя отвечал.
Форму задания желательно чередовать каждые 3-5 минут: обсудили, сделали устное упражнение, поработали письменно, игра «похлопали» или карточки, выполнили еще одно письменное задание, устное упражнение, поиграли с мячом и т.д.
По своему опыту скажу, что учебный материал тоже лучше менять каждые 5-7 минут: то учебник, то дополнительные пособия, то карточки, то обучающий плакат или наглядная схема.
Этапы занятия с репетитором
Таким образом, можно выделить следующие этапы занятия с репетитором:
- организационный момент (взаимное приветствие).
- актуализация знаний (беседа, игра, тестовая форма).
- новая тема (объяснять, используя наглядные и дополнительные материалы; школьный учебник по минимуму).
- помощь с домашним заданием.
- физкульминутка.
- закрепление новой темы (можно сочетать с игрой или физкультминуткой).
Игры на уроке
Начать урок можно с игры. Например, в мячик.
Игры с мячиком
Математика. Устные вычисления:
-Будем играть в мяч. Я кидаю мячик тебе и называю выражение, твоя задача – кинуть мяч обратно, назвав ответ. 2*3, 2*4 и т.д.
Русский язык. Имя прилагательное (либо другая часть речи):
-Я называю имя существительное, твоя задача – придумать и назвать имя прилагательное. Роза (белая) и т.д
Части речи: -Я называю слово, ты – к какой части речи относится. Слон (имя существительное).
Можно усложнить: называть часть речи и краткие характеристики (имя существительное, мужской род, единственное число и т.д. На игру отведите не более 5 минут.
В середине урока, когда ребенок утомился, а еще лучше, для закрепления только что изученной темы желательно тоже использовать игру.
Игры с карточками
Для первоклассника подойдут карточки с буквами, цифрами:
- Вы показываете карточку, ученик называет, что на ней изображено написано (цифра, буква, математический знак, схема гласного или согласного звука и т.д.).
- Репетитор показывает и намеренно называет неправильно, ребенок исправляет.
Состав числа:
Закрываем рукой один столбец с цифрами и предлагаем ребенку озвучить состав числа.
Для 2, 3 класса можно предложить составить предложение из слов на карточках; придумать однокоренные слова к слову на карточке; назвать, на какие цифры делится число на карточке без остатка и т.д.
Играем в магазин
Данную игру я использовала и на уроках английского языка для запоминания фруктов и овощей, и на уроке математики для закрепления навыков счёта, умножения, при работе с мерами длины, веса и т.д.
Вы — продавец, ребенок – покупатель. Или наоборот. На «витрину» кладем «товары». Подготавливаем игрушечные «деньги». В качестве «товаров» берем произвольные предметы со стола ребенка (ручку, ластик, тетрадь):
-Сколько стоят тетрадь и ручка? (Тетрадь 7 рублей, ручка 2 рубля).
-Мне, пожалуйста, три ручки и 2 тетради.
либо карточки с фруктами, овощами. Для усвоения темы «меры веса», конечно, лучше использовать карточки с продуктами:
-Сколько стоят апельсины? (1 кг апельсинов стоит 5 рублей).
-Дайте мне, пожалуйста, 3 кг апельсинов. (С Вас 15 рублей ).
Можно дать «продавцу»-ученику 20 игрушечных рублей, пусть посчитает, сколько должен дать «сдачи».
Игры со словами
Вы называете слово, ребенок должен придумать однокоренные слова; образовать от имени существительного глагол; подобрать наречия к глаголу и т.д.
Физминутка с движениями.
Репетитор: -Сейчас мы немножко подвигаемся. Встань. Я буду называть слова. Когда услышишь имя прилагательное – присядь. Наречие – подпрыгни. Имя существительное – руки вверх.
Физминутка за партой:
-Я буду показывать карточки с геометрическими фигурами и называть их. Если я назвала правильно – сиди ровно. Если неправильно – хлопни в ладоши.
Игры по ролям
С 1-2 классами еще можно попробовать «игры по ролям». Для этого возьмите фигурки, карточки или перчаточные куклы:
Как будто не вы решаете эту сложную задачу, а любимые учеником мультяшные герои. Один герой (Вы) “не знает”, как выполнить задание, второй мультгерой (ребенок) ему объясняет.
Иногда такие задания интересны и «взрослым» четвероклассником, все зависит от каждого конкретного ребенка.
Поделитесь, какие хитрости используете Вы, чтобы заинтересовать ребенка учебным материалом?