2 класс, УМК «Планета знаний», автор учебника Г.Г.Ивченкова
Учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Человек в обществе»
Цель урока: сформировать у учащихся начальное представление о взаимосвязях человека и общества.
Задачи урока:
— Образовательные: учить доказывать, что человек — часть общества и часть природы, показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней.
— Развивающие: развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность; положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
— Воспитательные: воспитывать позитивное эмоционально-нравственное отношение к миру, потребность участвовать в жизни общества.
Оборудование: учебник, презентация на проекторе.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Орг. момент |
|
|
|
Проверка домашнего задания |
Дети подготовили проекты к уроку на тему «Красная книга» — животные леса (по прошлой теме)
|
(просмотр проектов) 5-7 минут |
|
Введение в новую тему |
-Посмотрите на картинки. Кого мы на них видим? Где и когда мы видим этих людей?
-Как вы думаете, какая тема объединяет все эти картинки?
Каждый день, где бы мы не были – в школе, в поликлинике, в магазине, в автобусе – нас везде окружают люди – одноклассники, соседи, пассажиры, случайные прохожие.
-Молодцы. Рассмотрите следующую схему. Расскажите, что вы на ней видите. -Что изображено в центре схемы?
-Куда ведут стрелки?
-Получается, на схеме изображены люди из одной страны или одного города, у которых есть….
-Каким словом мы можем назвать всех этих людей?
Да, у людей, которые живут в одной стране или городе много общего: законы, обычаи, правила поведения. Все вместе люди составляют общество.
Можем ли мы сказать, что ваш класс – общество?
Приведите примеры обществ. |
-Людей. Врача, учителя и учеников, семью, продавца, прохожих на улице…
-Это люди, которых мы видим каждый день, которые нас окружают.
-Люди из одной страны или одного города.
-К надписям законы, обычаи, правила, поведения.
-законы, обычаи, правила поведения.
-Общество.
-Да, так наш класс состоит из людей, в нем есть свои порядки, правила, обычаи.
|
Слайд 2, 3
Слайд 4
Слайд 5
|
Установление связи между понятиями «человек», «природа», «общество» |
Можем ли мы сказать, что человек –часть общества?
-Давайте рассмотрим следующий слайд. Какая надпись в центре?
-Какая надпись справа? -Слева? -Что обозначают стрелки?
Мы можем сказать, что человек – часть общества.
-А можем ли мы сказать, что человек часть природы? Почему?
-Как и всем живым существам, человеку необходимы вода, еда, сон, дом, тепло, воздух. Поэтому, человек – часть природы.
Давайте сравним человеческого малыша и малыша какого-нибудь животного. Представьте маленького ребенка на детской площадке. И медвежонка на лесной полянке. Чем они похожи по поведению?
А чем различаются по поведению?
-Правильно ! человек в отличие от других живых существ может говорить и думать. У человека есть разум. Как вы докажете, что у человека есть разум?
Ребенок развивается и становится человеком, только когда общается с другими людьми.
|
-Да.
-Человек.
-Общество.
-Природа. -то, что человек связан с природой и обществом. -Человекуеку нужно тепло, еда, вода, воздух, дом.
Они оба играют, ползают на четвереньках, кувыркаются, бегают, могут бояться чего-нибудь.
-Человеческий малыш может говорить и думать.
— Именно человек создал технику, произведения искусства, построил города, заводы.
|
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 |
Обсуждение произведения «Маугли» Р.Киплинга |
Известны случаи, когда человеческие малыши попадали к диким животным. Они выживали. Как вы думаете, такой ребенок мог развиваться как человек?
-Как будет вести себя ребенок, росший среди животных, когда вырастет?
-Вы, наверное, читали книгу или смотрели мультфильм про Маугли Редьярда Киплинга. Маугли – мальчик, который вырос в стае волков. Он научился бегать на двух ногах и быстро научился говорить, когда познакомился с людьми. Как вы думаете, эта история могла быть на самом деле?
|
Нет, ребенок должен расти среди людей, ему нужно общение.
-Он не научится говорить и ходить прямо. Он будет ползать на четвереньках.
Отчасти, правда, отчасти выдумка. Ребенок может быстро научиться говорить и бегать на двух ногах, только общаясь с людьми с детства.
|
Слайд 11
Слайд 12
|
|
-Все люди в обществе рождаются равными и свободными. Как вы это понимаете? Равные не значит одинаковые. А что значит равные и свободные с рождения?
— А есть ли у человека обязанности в обществе? |
Все люди в обществе при рождении имеют право на отдых, образование, медицину, труд и защиту.
-Да. Он должен работать на благо общества, быть полезным, соблюдать правила поведения, законы. |
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15, 16 |
Формирование представлений о первобытном обществе. |
Посмотрите на иллюстрации. Что вы видите? Кто тут изображен?
— как вы догадались?
Что значит первобытные люди?
Да, они жили более 2 миллионов лет назад. Тогда началась история человечества.
Давайте рассмотрим все иллюстрации. Кто может рассказать, как жили первобытные люди, что ели, как спали, одевались? Скажите, где же жили эти люди?
-Скажите, а какая-нибудь мебель в пещере была? -А зачем в пещере костер?
-А что это за обломки в руках у людей?
-А что ели первобытные люди? Был ли у них огород?
-Все охотились, и дети тоже?
-А как вы думаете, чем первобытные люди зажигали костер? Первобытные люди не умели разводить костер, и у костра вечно сидел хранитель огня.
-А как первый раз огонь попадал в пещеру?
-А зачем первобытным людям было так нужно много оружия?
-Чем ножи и топоры первобытных людей отличались от современных?
-Можем мы назвать первобытных людей обществом? |
Первобытные люди. -они живут в пещерах, у них нет одежды, у них оружие – палки, нестриженые волосы, они сидят вокруг костра.
-Это люди, которые жили в древние времена.
-Первобытные люди жили в пещерах. Вместо двери в пещеру вела дыра. На земле, вдоль стен, лежали листья и мох. Спали обитатели пещер на обрывках звериных шкур. — Нет.
-Чтобы было тепло и на чем готовить еду.
-Это оружие – костяные кинжалы из рогов оленей и быков, зубчатые палки с насаженными на них клыками животных, каменные топоры.
-Нет. В то время люди еще не умели выращивать растения и приручать животных. Они охотились и ловили рыбу. -Мужчины охотились, дети собирали ягоды и хворост для костра, женщины шили одеяния из шкур. -Они не умели разводить костер.
-Во время грозы часто загораются деревья, люди могли это использовать. -Чтобы защищаться от животных, чтобы охотиться.
-Их ножи сделаны из камней, зубов, клыков, рогов. А современные из стали.
-Да. У них был дом, распределение обязанностей. |
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19 |
Установление сходства и различий между животными и первобытными людьми |
Посмотрите на картинки и выберите те, на которых первобытный человек похож на животного. |
|
Слайд 20 |
Домашнее задание |
Нарисовать иллюстрации на тему «Жизнь в первобытном обществе» |
|
Слайд 21 |
Подведение итогов |
Что мы называем обществом?
-Какие права есть у каждого человека с рождения?
-Почему человек – часть природы?
Сегодня хорошие оценки получили … Всем спасибо, урок закончен. |
Это группа людей, у которых одинаковые правила поведения, законы, обычаи.
-Права на образование, лечение, защиту, труд и отдых.
-Человек, как и всякое живое существо, питается, дышит, пьет, спит и ему нужен дом. |
|
Скачать бесплатно
Презентация к уроку по окружающему миру «Человек в обществе» ppt