Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конспект урока по окружающему миру с презентацией «Человек в обществе»


Конспект урока по окружающему миру с презентацией «Человек в обществе»

Опубликовано 29.01.2016

2 класс, УМК «Планета знаний», автор учебника Г.Г.Ивченкова

Учебник:  Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Человек в обществе»

Цель урока: сформировать у учащихся начальное представление о взаимосвязях человека и общества.

Задачи урока:

Образовательные: учить доказывать, что человек — часть общества и часть природы, показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней.

Развивающие: развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность; положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».

Воспитательные: воспитывать позитивное эмоционально-нравственное отношение к миру, потребность участвовать в жизни общества.

Оборудование: учебник, презентация на проекторе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Орг. момент

 

 

 

Проверка домашнего задания

Дети подготовили проекты к уроку на тему «Красная книга» — животные леса (по прошлой теме)

                                             

 

(просмотр проектов) 5-7 минут

 

Введение в новую тему

-Посмотрите на картинки. Кого мы на них видим? Где и когда мы видим этих людей?

 

-Как вы думаете, какая тема объединяет все эти картинки?

 

Каждый день, где бы мы не были – в школе, в поликлинике, в магазине, в автобусе – нас везде окружают люди – одноклассники, соседи, пассажиры, случайные прохожие.

 

 -Молодцы. Рассмотрите следующую схему. Расскажите, что вы на ней видите.

-Что изображено в центре схемы?

 

-Куда ведут

стрелки?

 

-Получается, на схеме изображены люди из одной страны или одного города, у которых есть….

 

-Каким словом мы можем назвать всех этих людей?

 

Да, у людей, которые живут в одной стране или городе много общего: законы, обычаи, правила поведения. Все вместе люди составляют общество.

 

Можем ли мы сказать, что ваш класс – общество?

 

 

Приведите примеры обществ.

-Людей. Врача, учителя и учеников, семью, продавца, прохожих на улице…

 

-Это люди, которых мы видим каждый день, которые нас окружают.

 

 

 

 

 

 

-Люди из

одной страны или одного города.

 

 

 

-К надписям законы, обычаи, правила, поведения.

 

-законы, обычаи, правила поведения.

 

 

-Общество.

 

 

 

 

 

 

-Да, так наш класс состоит из людей, в нем есть свои порядки, правила, обычаи.

 

Слайд 2, 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

Установление связи между понятиями «человек», «природа», «общество»

Можем ли мы сказать, что человек –часть общества?

 

-Давайте рассмотрим следующий слайд. Какая надпись в центре?

 

-Какая надпись справа?

-Слева?

-Что обозначают стрелки?

 

Мы можем сказать, что человек – часть общества.

 

-А можем ли мы сказать, что человек часть природы? Почему?

 

-Как и всем живым существам, человеку необходимы вода, еда, сон, дом, тепло, воздух. Поэтому, человек – часть природы.

 

Давайте сравним человеческого малыша и малыша какого-нибудь животного.

Представьте маленького ребенка на детской площадке. И медвежонка на лесной полянке. Чем они похожи по поведению?

 

А чем различаются по поведению?

 

 

-Правильно !  человек в отличие от других живых существ  может говорить и думать. У человека есть разум. Как вы докажете, что у человека есть разум? 

 

Ребенок развивается и становится человеком, только когда общается с другими людьми.

 

-Да.

 

 

-Человек.

 

 

 

-Общество.

 

-Природа.

-то, что человек связан с природой и обществом.

 -Человекуеку нужно тепло, еда, вода, воздух, дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Они оба играют, ползают на четвереньках, кувыркаются, бегают, могут бояться чего-нибудь.

 

-Человеческий малыш может говорить и думать.

 

 

 

 

— Именно человек создал технику, произведения искусства, построил города, заводы.

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

Обсуждение произведения «Маугли» Р.Киплинга

Известны случаи, когда человеческие малыши попадали к диким животным. Они выживали. Как вы думаете, такой ребенок мог развиваться как человек?

 

-Как будет вести себя ребенок, росший среди животных,  когда вырастет?

 

-Вы, наверное, читали книгу или смотрели мультфильм про Маугли Редьярда Киплинга. Маугли – мальчик, который вырос в стае волков. Он научился бегать на двух ногах и быстро научился говорить, когда познакомился с людьми. Как вы думаете, эта история могла быть на самом деле?

 

 

Нет, ребенок должен расти среди людей, ему нужно общение.

 

 

 

 

 

 

 

-Он не научится говорить и ходить прямо. Он будет ползать на четвереньках.

 

 

 

 

 

Отчасти, правда, отчасти выдумка. Ребенок может быстро научиться говорить и бегать на двух ногах, только общаясь с людьми с детства.

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

-Все люди в обществе рождаются равными и свободными. Как вы это понимаете?

Равные не значит одинаковые. А что значит равные и свободные с рождения?

 

— А есть ли у человека обязанности в обществе?

Все люди в обществе при рождении имеют право на отдых, образование, медицину, труд и защиту.

 

 

 

-Да. Он должен работать на благо общества, быть полезным, соблюдать правила поведения, законы.

Слайд 13

 

 

Слайд 14

 

 

 

Слайд 15, 16

Формирование представлений о первобытном обществе.

Посмотрите на иллюстрации. Что вы видите? Кто тут изображен?

 

— как вы догадались?

 

 

 

 

 

Что значит первобытные люди?

 

Да, они жили более 2 миллионов лет назад. Тогда началась история человечества.

 

Давайте рассмотрим все иллюстрации.

 Кто может рассказать, как жили первобытные люди, что ели, как спали, одевались?

Скажите, где же жили эти люди?

 

 

 

-Скажите, а какая-нибудь мебель в пещере была?

-А зачем в пещере костер?

 

 

 

-А что это за обломки в руках у людей?

 

 

 

-А что ели первобытные люди? Был ли у них огород?

 

 

 

 

-Все охотились, и дети тоже?

 

 

-А как вы думаете, чем первобытные люди зажигали костер?

Первобытные люди не умели разводить костер, и у костра вечно сидел хранитель огня.

 

-А как первый раз огонь попадал в пещеру?

 

 

-А зачем первобытным людям было так нужно много оружия?

 

-Чем ножи и топоры первобытных людей отличались от современных?

 

-Можем мы назвать первобытных людей обществом?

Первобытные люди.

-они живут в пещерах, у них нет одежды, у них оружие – палки, нестриженые волосы, они сидят вокруг костра.

 

 

 

 

-Это люди, которые жили в древние времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Первобытные люди жили в пещерах. Вместо двери в пещеру вела дыра. На земле, вдоль стен, лежали листья и мох. Спали обитатели пещер на обрывках звериных шкур.

Нет.

 

-Чтобы было тепло и на чем готовить еду.

 

 

-Это оружие – костяные кинжалы из рогов оленей и быков, зубчатые палки с насаженными на них клыками животных, каменные топоры.

 

-Нет. В то время люди еще не умели выращивать растения и приручать животных. Они охотились и ловили рыбу.

-Мужчины охотились, дети собирали ягоды и хворост для костра, женщины шили одеяния из шкур.

-Они не умели разводить костер.

 

-Во время грозы часто загораются деревья, люди могли это использовать.

-Чтобы защищаться от животных, чтобы охотиться.

 

 

-Их ножи сделаны из камней, зубов, клыков, рогов.

А современные из стали.

 

-Да. У них был дом, распределение обязанностей.

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

Установление сходства и различий между животными и первобытными людьми

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых первобытный человек похож на животного.

 

Слайд 20

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации на тему «Жизнь в первобытном обществе»

 

Слайд 21

Подведение итогов

Что мы называем обществом?

 

 

 

 

 

 

-Какие права есть у каждого человека с рождения?

 

-Почему человек – часть природы?

 

 

Сегодня хорошие оценки получили …

 Всем спасибо, урок закончен.

Это группа людей,  у которых одинаковые правила поведения, законы, обычаи.

 

 

-Права на образование, лечение, защиту, труд и отдых.

 

-Человек, как и всякое живое существо, питается, дышит, пьет, спит и ему нужен дом.

 

 

Скачать бесплатно

Презентация к уроку по окружающему миру «Человек в обществе» ppt