Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конспект урока с презентацией на тему «Имена прилагательные в полной и краткой форме»


Конспект урока с презентацией на тему «Имена прилагательные в полной и краткой форме»

Опубликовано 29.01.2016

2 класс, УМК «Планета знаний», автор учебника Л.Я.Желтовская

Цель урока: учить проводить наблюдения над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставлять вопросы какой? каков? и т.п

Задачи урока:

Образовательные: учить употреблять в речи полные и краткие формы имен прилагательных, сопоставлять вопросы какой? каков? и т.п; формировать умение использовать имена прилагательные при работе с иллюстрацией.

Развивающие: совершенствовать  речевую культуру учащихся;

Воспитательные: создавать условия для проявления самостоятельности, активности учащихся на уроке, воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник для 2 класса «Русский язык», авт. Л.Я. Желтовская.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1.  

Орг момент

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 

 

  1.  

Проверка домашнего задания

Проверяем домашнюю работу.

 

 

  1.  

Актуализация знаний

-Прочитайте текст.

 

 

 

 

 

 

-Назовите выделенные слова.

 

-Определите, какой частью речи они являются?

-Как вы определили? 


Что вы знаете об имени прилагательном? Что оно обозначает?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Читают : —Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски.

-Яркую, голубую, желтые, канареечные, оранжевую, зеленым, яркие.

-Это имена прилагательные.

 

-Они отвечают на вопрос какую?

-Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Текст на слайде

  1.  

Введение в новую тему

Перед вами загадки. Прочитайте их.

-О чем они?

 

-Почему вы так решили?

 

-Прочитайте выделенные слова.

 

 

-К какой части речи они относятся?

 

Слова зелена, бела, кудрява – тоже имена прилагательные?

 

-Назовите имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой?

-Назовите имена прилагательные, отвечающие на вопросы какова?

 

-Посмотри те на следующий слайд. Прочитайте обе строчки.

 

 -Чем различаются эти словосочетания?

 

-Посмотрите на слова зеленая и зелена. Что мы можем про них сказать?

 

Зеленая – полная или краткая форма имени прилагательного?

 

зелена?

 

— А слова белая- бела?

 

На какой вопрос отвечает слово белая?

 

А бела?

 

Что вы можете сказать о словах кудрявая – кудрява?

 

-Прочитайте правило.

 

 

Что нового вы узнали о имени прилагательном?

 

-О березе

 

-У березы белый ствол, зеленые листья.

 

Зеленый, тонкий, белый, зелена, бела, кудрява

 

-Это имена прилагательные.

 

— Это тоже прилагательные. Они называют признак.

 

— Зеленый, тонкий, белый

— зелена, бела, кудрява

 

 

-Какая?     Зелёная, белая, кудрявая береза.

Какова?     Береза зелена, бела, кудрява.

 

У прилагательных разные окончания.

 

-Это одно и то же слово, но в разных формах.

 

-Полная.

 

-Это краткая форма имени прилагательного.

 

Белая – полная форма имени прилагательного, бела – краткая форма.

 

Какая?

 

Какова?

 

Кудрявая – полная форма, кудрява – краткая.

 

Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каково? каковы? часто встречаются в произведениях русского народного творчества – в пословицах, поговорках, загадках.

 

 

  1.  

Игра «Разные формы имен прилагательных»

-Встаньте, пожалуйста.  Я буду называть словосочетания, когда услышите краткую форму имени прилагательного – подпрыгните на месте, полную – присядьте.

 

 Реагируют на слова:

Зеленая лягушка, добрый мальчик,  доброта, ум, умный ребенок, девочка умна, учебник, красивый зонтик, красота, девочка красива, солнечный день, весенняя погода, солнце, облака, кот пушист, краснадевица.

 

 

  1.  

Первичное закрепление темы. Работа с иллюстрацией

Рассмотрите репродукцию с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

-– Какое состояние природы изобразил художник?
что мы можем сказать про небо?; есть ли солнце, тучи? Что можем сказать про деревья, траву?

-Прочитайте, как описывают этот пейзаж  А. Дитрих и Г. Юрмин.

 

 

Будем читать  по одному предложению. Затем надо назвать словосочетание и определить, на какой вопрос отвечает прилагательное.

 

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли мы все назвали. Перепишите словосочетания в тетрадь.

 

 

— Темное, пасмурное небо, ветра нет.

 

 

– Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце.

 

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.

 

Болотистая равнина,

Синие тучи,

Тучи полны,

Мокрые ветви,

Ветви тяжелы,

Ясная синева,

Воздух чист и прозрачен.

 

  1.  

Первичное закрепление темы. Составление словосочетаний

-Прочитайте словосочетания с полными формами имен прилагательных.

Какова форма имени прилагательного? Образуйте  словосочетания с краткими формами имен прилагательных.

Полная форма

 

 

Красивая роза – роза красива,

Белый снег- снег бел,

Зеленая трава – трава зелена,

Болтливая девочка – девочка болтлива,

Старый пес- пес стар.

 

  1.  

Работа по учебнику.

Ребята, откройте учебники на странице 97 упражнение 8. Прочитайте загадки, назовите отгадки.

 

Почему вы так считаете?

 

-Какой частью речи являются отгадки?

 

 -Поставьте вопросы к  отгадкам.

 

-За словами какой части речи спрятаны отгадки?

 

-Поставьте вопросы к именам прилагательным.

 

Крыластый, горластый, красные ласты (петух),

Мягок, а не пух. Зелен, а не трава (мох),

Пестрая, длиннохвостая, самая болтливая (сорока)

 

 

-Это имена существительные.

 

 

Кто? что? кто?

 

-За именами прилагательными.

 

 

Какой? Какие?

Каков?

Какая?

 

  1.  

Подведение итогов

-С какими частями речи мы сегодня работали?

 

 

 

-Что обозначают имена прилагательные?

 

-Какие формы бывают у имен прилагательных?

 

-На какие вопросы отвечают прилагательные в полной форме?

Приведите примеры.

 

-А в краткой форме?

Приведите примеры.

 

-С именем прилагательным и именем существительным.

 

-Признак предмета.

 

 

-Краткая и полная.

 

 

Какой? Какая? Какое? Какие?

 

 

 

 

-Каков? Какова? Каково? Каковы?

 

 

  1.  

Домашнее задание

-Откройте дневники. Выполните дома упражнение 13 на странице 98.

Записывают в дневники.

На доске:

Упр. 13 стр. 98

 

Скачать бесплатно

Презентация по русскому языку Имена прилагательные в полной и краткой форме ppt