2 класс, УМК «Планета знаний», автор учебника Л.Я.Желтовская
Цель урока: учить проводить наблюдения над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставлять вопросы какой? каков? и т.п
Задачи урока:
— Образовательные: учить употреблять в речи полные и краткие формы имен прилагательных, сопоставлять вопросы какой? каков? и т.п; формировать умение использовать имена прилагательные при работе с иллюстрацией.
— Развивающие: совершенствовать речевую культуру учащихся;
— Воспитательные: создавать условия для проявления самостоятельности, активности учащихся на уроке, воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник для 2 класса «Русский язык», авт. Л.Я. Желтовская.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Орг момент |
Открываем тетради, записываем число, классная работа. |
|
|
Проверка домашнего задания |
Проверяем домашнюю работу. |
|
|
Актуализация знаний |
-Прочитайте текст.
-Назовите выделенные слова.
-Определите, какой частью речи они являются? -Как вы определили?
На какие вопросы отвечают имена прилагательные? |
Читают : —Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. -Яркую, голубую, желтые, канареечные, оранжевую, зеленым, яркие. -Это имена прилагательные.
-Они отвечают на вопрос какую? -Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? |
Текст на слайде |
Введение в новую тему |
Перед вами загадки. Прочитайте их. -О чем они?
-Почему вы так решили?
-Прочитайте выделенные слова.
-К какой части речи они относятся?
Слова зелена, бела, кудрява – тоже имена прилагательные?
-Назовите имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? -Назовите имена прилагательные, отвечающие на вопросы какова?
-Посмотри те на следующий слайд. Прочитайте обе строчки.
-Чем различаются эти словосочетания?
-Посмотрите на слова зеленая и зелена. Что мы можем про них сказать?
Зеленая – полная или краткая форма имени прилагательного?
-А зелена?
— А слова белая- бела?
На какой вопрос отвечает слово белая?
А бела?
Что вы можете сказать о словах кудрявая – кудрява?
-Прочитайте правило.
Что нового вы узнали о имени прилагательном? |
-О березе
-У березы белый ствол, зеленые листья.
—Зеленый, тонкий, белый, зелена, бела, кудрява
-Это имена прилагательные.
— Это тоже прилагательные. Они называют признак.
— Зеленый, тонкий, белый — зелена, бела, кудрява
-Какая? Зелёная, белая, кудрявая береза. Какова? Береза зелена, бела, кудрява.
У прилагательных разные окончания.
-Это одно и то же слово, но в разных формах.
-Полная.
-Это краткая форма имени прилагательного.
Белая – полная форма имени прилагательного, бела – краткая форма.
Какая?
Какова?
Кудрявая – полная форма, кудрява – краткая.
Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каково? каковы? часто встречаются в произведениях русского народного творчества – в пословицах, поговорках, загадках.
|
|
Игра «Разные формы имен прилагательных» |
-Встаньте, пожалуйста. Я буду называть словосочетания, когда услышите краткую форму имени прилагательного – подпрыгните на месте, полную – присядьте.
|
Реагируют на слова: Зеленая лягушка, добрый мальчик, доброта, ум, умный ребенок, девочка умна, учебник, красивый зонтик, красота, девочка красива, солнечный день, весенняя погода, солнце, облака, кот пушист, краснадевица.
|
|
Первичное закрепление темы. Работа с иллюстрацией |
Рассмотрите репродукцию с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг». -– Какое состояние природы изобразил художник?
Будем читать по одному предложению. Затем надо назвать словосочетание и определить, на какой вопрос отвечает прилагательное.
Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли мы все назвали. Перепишите словосочетания в тетрадь. |
— Темное, пасмурное небо, ветра нет.
– Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце.
—Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
—Болотистая равнина, Синие тучи, Тучи полны, Мокрые ветви, Ветви тяжелы, Ясная синева, Воздух чист и прозрачен. |
|
Первичное закрепление темы. Составление словосочетаний |
-Прочитайте словосочетания с полными формами имен прилагательных. Какова форма имени прилагательного? Образуйте словосочетания с краткими формами имен прилагательных. |
—Полная форма
Красивая роза – роза красива, Белый снег- снег бел, Зеленая трава – трава зелена, Болтливая девочка – девочка болтлива, Старый пес- пес стар. |
|
Работа по учебнику. |
Ребята, откройте учебники на странице 97 упражнение 8. Прочитайте загадки, назовите отгадки.
Почему вы так считаете?
-Какой частью речи являются отгадки?
-Поставьте вопросы к отгадкам.
-За словами какой части речи спрятаны отгадки?
-Поставьте вопросы к именам прилагательным.
|
Крыластый, горластый, красные ласты (петух), Мягок, а не пух. Зелен, а не трава (мох), Пестрая, длиннохвостая, самая болтливая (сорока)
-Это имена существительные.
—Кто? что? кто?
-За именами прилагательными.
Какой? Какие? Каков? Какая? |
|
Подведение итогов |
-С какими частями речи мы сегодня работали?
-Что обозначают имена прилагательные?
-Какие формы бывают у имен прилагательных?
-На какие вопросы отвечают прилагательные в полной форме? Приведите примеры.
-А в краткой форме? Приведите примеры.
|
-С именем прилагательным и именем существительным.
-Признак предмета.
-Краткая и полная.
—Какой? Какая? Какое? Какие?
-Каков? Какова? Каково? Каковы?
|
|
Домашнее задание |
-Откройте дневники. Выполните дома упражнение 13 на странице 98. |
Записывают в дневники. |
На доске: Упр. 13 стр. 98 |
Скачать бесплатно
Презентация по русскому языку Имена прилагательные в полной и краткой форме ppt